Приказ на списание дебиторской задолженности – готовим документы и говорим «гуд-бай»
Когда все ваши надежды получить с котрагента причитающиеся вам деньги пошли прахом, остается только одно – терпеливо ждать, когда можно будет признать долги безнадежными. И вот, наконец, этот день наступил!
Теперь вам остается только правильно оформить все документы и гуд-бай «нехорошая дебиторка». Для этого нужно провести инвентаризацию долгов, составить справку, приказ на списание дебиторской задолженности и иметь в наличии первичные документы, которые подтверждают долг. Давайте обо всем по порядку.
Сначала - инвентаризация
Перед тем, как списывать задолженность вашего дебитора как безнадежную, вам потребуется оформить ее перевод в состав сомнительной, а затем – безнадежной. Для этого составьте первичные документы – справку и приказ руководителя. Делать это нужно когда вы отчитываетесь по налогу на прибыль – ежеквартально или ежемесячно. Не упустите этот момент, если вы спишете долги позже – будут споры с налоговой инспекцией (ст.272 НК, постановление Президиума ВАС от 15.06.2010г. №1574/10).
Сначала вы проведете инвентаризацию дебиторской задолженности. Для нее есть специальные формы – акт №ИНВ-17 и справка к нему, которые утверждены постановлением Госкомстата от 18.08.1998г. №88.
Однако данные документы предназначены в первую очередь для бухгалтерского учета. Чтобы иметь возможность применить их для налогового учета, формы необходимо дополнить такими графами:
- дата, когда задолженность подтверждена дебитором (для случая переноса срока исковой давности, ст.203 ГК)
- информация о невозможности погашения долга контрагента из-за ликвидации или по прочим причинам, которые подтверждены актом чиновников (здесь будет вноситься информация о документе, на основании которого дебиторская задолженность становится безнадежной и списывается).
Компания может самостоятельно разработать форму документы и закрепить ее в учетной политике.
Таким образом, по результатам инвентаризации вы определите величину сомнительных и безнадежных долгов. Теперь можно составлять справку и приказ руководителя на списание.
Оформляем справку
Итак, по результатам инвентаризации на конец отчетного периода вы определили сумму сомнительных и безнадежных долгов. Тем же днем составляйте справку и приказ руководителя.
Справка составляется на все безнадежные долги и содержит объяснение причин, по которым они списываются.
Издаем приказ
После подготовки справки издается приказ на списание дебиторской задолженности. В нем уточняется, каким образом будет учтена задолженность при расчете налога на прибыль – за счет резерва или будет включена в состав внереализационных расходов.
Такие же формы документов можно использовать и для целей бухгалтерского учета. Есть вероятность, что информация по безнадежным долгам у вас совпадет и в бухгалтерском, и в налоговом учете, тогда отдельные документы составлять не потребуется.
Проверьте документы
Теперь давайте проверим и подытожим, какие документы у вас должны быть для списания безнадежной дебиторской задолженности:
1. Акт инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода.
2. Бухгалтерская справка.
3. Приказ руководителя о списании задолженности с указанием источника.
4. Договор с контрагентом, в котором обозначен срок платежа.
5. Первичные документы: накладные, акты (обязательно, см. письмо ФНС от 06.12.2010г. №ШС-37-3/16955).
6. Платежные документы.
7. В отдельных случаях – выписка из ЕГРЮЛ, акт пристава о невозможности взыскать долг и постановление о завершении исполнительного производства.
Когда дебиторская задолженность становится безнадежной – смотрите здесь. Как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете читайте тут. А как списать задолженность – ищите в этой статье .
А какие документы по списанию задолженности составляете вы? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!
Списание безнадежной задолженности
Добрый день. Наша компания оказала Заказчику услугу в 2008 г. выставили акт, счет и сч-фактуру, приняли к учету, заплатили НДС. Заказчик счета не оплатил и компания ликвидировалась. Подскажите как нам теперь провести в 1 С: сумму, выставленную Заказчику на расходы компании?
Ответ
Как мы понимаем, у Вас образовалась Дебиторская задолженность, которая «висит» с 2008 года. Рассмотрим, каким образом возможно списать данную задолженность.
В пункте 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности сказано о том, что дебиторскую задолженность нужно списать после истечения срока исковой давности либо в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации. Списывать дебиторскую задолженность нужно отдельно по каждому обязательству. Размер просроченной дебиторской задолженности определите по результатам инвентаризации. Данную сумму отразите в акте по форме № ИНВ-17. Инвентаризацию проводите по приказу руководителя форма № ИНВ-22 . Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служат акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 и бухгалтерская справка, на основании которых руководитель издает приказ о списании дебиторской задолженности.
Согласно п. 11, 14.3 ПБУ 10/99 если в бухучете организация не создает резерв по сомнительным долгам, то списанную дебиторскую задолженность включите в состав прочих расходов в сумме, в которой она была отражена в бухучете.
То есть Дебет 91-2 Кредит 62 58-3, 71, 76 – списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность сумма вместе с НДС . А также следует данную безнадежную дебиторскую задолженность принять к забалансовому учету Дебет 007 . Сумма задолженности будет отражаться на забалансовом счете в течение пяти лет, а затем может быть списана.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ при расчете налога на прибыль безнадежную дебиторскую задолженность можно списать за счет внереализационных расходов.
Основаниями для признания долга безнадежным в налоговом учете являются:
– истечение срока исковой давности ст. 196 ГК РФ
– прекращение обязательства из-за невозможности его исполнения по причинам, не зависящим от воли сторон ст. 416 ГК РФ .
– прекращение обязательства на основании акта государственного органа ст. 417 ГК РФ
– прекращение обязательства вследствие ликвидации организации-должника ст. 419 ГК РФ .
Перечень оснований для признания долга безнадежным установлен статьей 266 Налогового кодекса РФ и является закрытым.
Общепринято в программе 1С в подобных случаях создавать документ «Бухгалтерская справка» с вышеприведенной проводкой.
Списание дебиторской и кредиторской задолженности
1. Как документально оформить списание дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Как отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете.
3. Особенности списания и включения в расходы безнадежной дебиторской задолженности.
Задолженность дебиторов и кредиторов, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, признаваемые безнадежными, подлежат обязательному списанию. В бухгалтерском учете своевременное списание безнадежной задолженности обеспечивает достоверность бухгалтерской отчетности, поскольку показатели дебиторской и кредиторской задолженности являются неотъемлемыми составляющими активов и пассивов организации. В налоговом учете посредством списания нереальных для взыскания долгов корректируется налоговая база, что влияет на правильность исчисления налогов. На первый взгляд списание задолженности не представляет собой больших сложностей, но это только на первый взгляд. Когда перед бухгалтером встает конкретная задача списать безнадежные долги, возникает множество вопросов: как оформить, как отразить в учете, как эта операция повлияет на расчет налога на прибыль, НДС, УСН и т.д. В этой статье предлагаю разобраться в этих и других практических аспектах списания дебиторской и кредиторской задолженности.
В бухгалтерском учете безнадежная дебиторская и кредиторская задолженность списываются отдельно по каждому долгу (по каждому контрагенту, договору). При этом списание должно быть оформлено соответствующими документами (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н):
Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (акт инвентаризации, справка к акту). Подробно порядок проведения и документального оформления инвентаризации задолженности рассмотрен в одной из предыдущих статей.
Приказ руководителя организации о списании задолженности. Приказ составляется в произвольной форме с указанием того, какая задолженность, в какой сумме и на каком основании должна быть списана.
Кроме того, по факту списания задолженности в бухгалтерском учете составляется бухгалтерская справка, которая служит подтверждением совершения данной операции.
В налоговом законодательстве требований к документальному оформлению списания дебиторской и кредиторской задолженности не содержится, главное условие – наличие оснований для признания такой задолженности в качестве безнадежной (договоры, товарные накладные, акты, выписки из ЕГРЮЛ по ликвидированным контрагентам и т.д.).
. Обратите внимание: При списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, списание для целей налогового учета должно производиться в том отчетном периоде, когда истек указанный срок, а не тогда, когда организация провела инвентаризацию и издала приказ (Письмо Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38). Таким образом, своевременное проведение инвентаризации задолженности (не реже, чем на последнее число каждого отчетного периода по налогу на прибыль) в интересах самой организации, чтобы не вносить корректировки в сданные налоговые декларации, а также, чтобы данные о списании задолженности в налоговом и бухгалтерском учете совпадали.
Списание дебиторской задолженности
Налоговый учет
Отражение списания безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете во многом зависит от причины ее возникновения. Самыми распространенными являются задолженность покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию (работы, услуги), и задолженность поставщиков по перечисленным авансам, не закрытым поставками. Давайте посмотрим, как влияет списание долгов дебиторов на расчет налога на прибыль, НДС и УСН:
Как «упрощенцу» избавиться от безнадежной дебиторской задолженности
«Упрощенка», 2014, № 11
КАК «УПРОЩЕНЦУ» ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕЗНАДЕЖНОЙ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Из этой статьи вы узнаете:
1. Зачем «упрощенцам» списывать дебиторскую задолженность, взыскать которую нереально.
2. Какие существуют основания для того, чтобы избавиться от задолженности.
3. Как оформить списание и отразить эту операцию в учете.
Если вы - предприниматель. Списание «дебиторки» отражается в бухучете. Бизнесмены на УСН от его ведения освобождены. Поэтому статья будет полезна в первую очередь организациям. Коммерсанты могут прочесть ее для справки.
Чтобы в вашем учете появилась дебиторская задолженность, достаточно того, чтобы вам не вернули взятые в долг деньги, не отгрузили оплаченные товары или чтобы сотрудник не отчитался по подотчету. То есть дебиторская задолженность - это чей-то долг перед вашей фирмой в виде денег, обязательств и т.п. Для взыскания задолженности существуют свои правила и сроки. Если ценности не будут возвращены, долг признается нереальным к взысканию и его придется списать. Зачем это делать и как отразить эту операцию в учете, вы узнаете из данной статьи.
На заметку. Дебиторская задолженность - это сумма долгов фирм и граждан, с которыми «упрощенец» имеет хозяйственные взаимоотношения.
Вопрос № 1. Зачем списывать долги,
которые невозможно взыскать
Списывать задолженность, нереальную к взысканию, нужно в силу общих правил ведения бухучета (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, далее - Положение). Ведь любой актив, который не приносит экономическую выгоду компании, в том числе и дебиторская задолженность, должен быть отнесен на убытки. Иначе отчетность, включающая в себя этот актив, не предоставит пользователю информацию о реальном финансовом состоянии фирмы (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Например, банк, который при выдаче кредита станет ориентироваться на «дебиторку» как на возможный способ погашения долга, получит недостоверную информацию, если эта задолженность является нереальной для взыскания. Аналогично ошибутся собственники, если будут рассматривать просроченные долги как источник поступления средств в будущем. Именно поэтому задолженность надо своевременно списывать со счетов бухучета.
Вопрос № 2. Какие основания существуют
для списания «дебиторки»
Как мы уже отметили, списывать нужно задолженность, нереальную к взысканию. То есть ту, которую уже невозможно получить назад. Перечень возможных оснований для этого следующий (п. 77 Положения).
1. Истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Истекает он, если вы на протяжении трех лет не предпринимали никаких действий, чтобы взыскать задолженность со своего должника. То есть не направляли должнику требование об уплате долга, не подписывали с ним акт сверки и т.п.
Правила, по которым вам следует отсчитывать срок исковой давности по задолженности, приведены в таблице (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
Таблица. С какого момента отсчитывать срок исковой давности
404 NOT FOUND
Зачет переплаченного НДС на 68.32
Ситуация. фирма купила услуги у поставщика-иностранного лица и выступила налоговым агентом по уплате НДС. Расчеты с иностранным лицом производятся в долларах США (т. обсудить
По дате какого документа исчисляется максимальный размер МК?
Хотим купить квартиру с привлечением средств материнского капитала, полученного моей женой. Ребёнку уже исполнилось 3 года. Подскажите пожалуйста, по дате какого документа (или события) будет исчисляться предельный (максимальный) размер материнского капитала, который будет направлен на погашение долга перед продавцом квартиры? Если мы заключим договор купли-продажи квартиры в 2011 году, свидетельство о регистрации права собственности получим в 2012 году, заявление в ПФР подадим в 2012 году, какую сумму материнского капитала мы сможем привлечь. максимальный размер материнского капитала 2011 года или максимальный размер материнского капитала 2012 года. обсудить
Games of cars
Games of cars Distressful metal to rider A meet with much speed and undertaking in the freeways. aid to these clumsy metals to look after its power in the highways. обсудить