Образцы исков
Категории раздела
Разные документы [93]
Для получения кредита [10]
Библиотека бухгалтера [20]
Тем кто ищет работу [83]
Учредительные документы [63]
Как заполняется характеристика [68]
Заявления и обращения [89]
Как обратиться в суд [86]
Ответственность представителя [45]
Что такое декларация [44]
Распоряжения и приказы [65]
Акты на предприятии [87]
Закрепление обязанностей [13]
Трудовые отношения [53]
Пользование имуществом [67]
Как правильно подарить [29]
Договоры [76]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 19.09.2021, 18:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

Каталог заявлений
Главная » Статьи » Пользование имуществом

Образец договора найма иностранного гражданина физическим лицом

Физическое лицо планирует нанять в качестве работника иностранца

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 7

Вопрос: Физическое лицо планирует нанять в качестве работника иностранца (гражданина Украины), который будет несколько месяцев ремонтировать дачный домик, принадлежащий физическому лицу. Как оформлять трудовые отношения с иностранным работником и кто должен платить налоги с его заработной платы, а также страховые взносы?

Ответ: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (включая отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти и возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности) регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц определяется в соответствии с нормами данного Закона, а именно:

- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание

- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство

- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при этом иностранные граждане должны иметь патент, выданный в соответствии с Законом N 115-ФЗ. В силу действия нормы п. 8 указанной статьи патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

Форма патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487.

В силу действия норм ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Так как на основании ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, работодатель - физическое лицо обязан соблюдать в рассматриваемом случае нормы гл. 48 ТК РФ.

По вопросам уплаты страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011, далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.

В связи с этим иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации на основании патента, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.

В том случае, когда иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации в статусе временно пребывающего, он не является застрахованным лицом в соответствии с положениями ст. 7 Закона N 167-ФЗ, и, следовательно, с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Для уплаты страховых взносов работодатель - физическое лицо обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.

Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 227.1 НК РФ иностранные граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности. Налог уплачивается в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц и подлежит в последующем индексации.

При этом на основании п. п. 4 и 5 ст. 227.1 НК РФ фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента, а общая сумма налога исчисляется с учетом уплаченных в течение налогового периода (календарного года - согласно ст. 216 НК РФ) фиксированных авансовых платежей.

В соответствии с п. 6 ст. 227.1 НК РФ налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

- общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период

- иностранный гражданин выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей

- патент аннулирован в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Т. Савина

Советник государственной

Трудовой патент на работу у физических лиц: оформление патента на трудовую деятельность

образец договора найма иностранного гражданина физическим лицом Иностранные граждане, работающие у физических лиц по найму, в обязательном порядке должны получить патент на работу (патент на трудовую деятельность, трудовой патент).

Трудовой патент на работу для иностранцев - это специальное разрешение для иностранного гражданина, позволяющее работать по найму у частного лица, гражданина РФ.

ВАЖНО . с трудовым патентом на физическое лицо нельзя работать в компании (ООО, ОАО и т.д.) или у индивидуального предпринимателя (ИП). Для этого нужно оформить патент на юридическое лицо .

Трудовой патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев. Миграционный учет при патенте продлевается на основании уплаченных налоговых чеков (ч.5 ст. 13-3 ФЗ №115 от 25.07.2002 г. ). В патентах указывается территория его действия. Профессия в патенте, предназначенном для работы на физическое лицо, не указывается.

Продлевается патент на срок до 12 месяцев. Патент считается продленным, на тот период, за который уплачен налог. Единовременно его продлевать можно на срок до 12 месяцев. Сумма налогов, которую необходимо уплачивать каждый месяц для продления, составляет 3000 рублей. В случае неуплаты или просрочки уплаты хотя бы на 1 день трудовой патент на работу иностранным гражданам считается недействительным.

ВАЖНО . после получения патента у иностранного гражданина есть 2 месяца для того, чтобы предоставить в ФМС копию договора с работодателем.

ВАЖНО . документы на оформление патента необходимо подать в течение 30 дней со дня въезда на территорию России.

Граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства свободны в выборе места пребывания однако, если временное пребывание где-либо затягивается на срок свыше 90 дней, граждане обязаны встать на учет по месту пребывания. Иностранцы же обязаны встать на учет в течение трех рабочих дней с момента прибытия.

Термин место пребывания трактуется законодательством Российской Федерации по-разному- в зависимости от того, идет ли речь о гражданах России или иных лицах.

Так, для граждан Российской Федерации место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно (то есть, в соответствии со ст. 80 ЖК РФ, не более 6 месяцев подряд).

( ст. 2, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2011) О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации )

Для иностранцев и лиц без гражданства место пребывания - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

( ст. 2, Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации )

Исходя из данной нормы, иностранец не обязан находиться (а тем более жить) по месту регистрации- достаточно только там встать на учет! Таким образом, этот пункт явно противоречит самой сути миграционного учета, который является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов.

Что касается процедуры постановки на учет, закон и здесь делает различия между гражданами РФ и иными лицами.

Регистрация российских граждан.

1. Для того, чтобы гражданин РФ мог зарегистрироваться по месту пребывания (в обиходе это называется временной пропиской), ему необходимо вселиться в жилое помещение. Такое вселение регламентируется Жилищным кодексом:

Временные жильцы

1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления.

2. Срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд.

3. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.

4. Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

5. В случае прекращения договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления указанного в части 4 настоящей статьи требования временные жильцы подлежат выселению из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

( ст. 80, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 04.06.2011)

2. Для регистрации граждане обязаны представить в регистрирующие органы (лично или по почте)

документ, удостоверяющий личность

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда с собственниками жилых помещений с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

В Москве регламент регистрации граждан еще более кокретизирован: при регистрации требуется предоставление согласия гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего.

4. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

5. В необходимых случаях требуется согласие рентополучателя, опекуна, попечителя, органа опеки, залогодержателя и т.д.- то есть сведен к минимуму риск нарушения прав третьих лиц фактом вселения или регистрации гражданина.

Каким образом регламентируется регистрация иностранцев (к коим также отнесены лица без гражданства)? Что требуется иностранцу для того, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания?

1. Иностранцу необходимо всего-навсего УВЕДОМИТЬ территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Такое уведомление с приложением копии миграционной карты и паспорта иностранца является основанием для постановки на учет.

В уведомлении указываются типовые сведения о самом иностранце, а также о принимающей стороне, в качестве которой может выступать физическое или юридическое лицо. При этом принимающая сторона- физическое лицо указывает свой адрес, а юридическое лицо- фактический адрес организации.

Должна ли принимающая организация каким-то образом подтвердить свой фактический адрес? Закон такого требования не устанавливает. Должно ли физическое лицо, принимающее иностранца, предоставить что-либо, кроме своего личного согласия и паспорта? Не должно. В отличие от граждан РФ, иностранцы или принимающая сторона не предъявляют документ, являющийся основанием для вселения или пребывания на территории (договор найма, пользования, трудовой договор и т.д.).

Что это значит? Если гражданин-физическое лицо, принимающее иностранца, занимает помещение по договору социального найма, владеет им на основании договора ренты, проживает в служебном помещении, общежитии, либо является опекуном или попечителем лица, в чью квартиру он принимает иностранца- он не должен предоставлять что-либо помимо своего личного согласия. Согласие проживающих с ним граждан либо собственника жилья никто не требует. Абсурдом является и то, что данная регистрация не предполагает проживание иностранца в квартире. Как указал Конституционный суд в определении от 28.05.2009 N 1030-О-О, Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении не является основанием для возникновения у него права пользования данным жилым помещением (в том числе находящимся в долевой собственности), которое возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством. В то же время нормативы потребления коммунальных услуг установлены с учетом именно зарегистрированных (в том числе по месту пребывания), а не фактически проживающих граждан.

Такая ситуация может привести и приводит к нарушениям прав третьих лиц.

Представим ситуацию, когда в квартире проживает семья. Один из членов семьи, не только не получив разрешение, но и не ставя в известность проживающих, направляет уведомления о регистрации в квартире иностранцев в любом количестве (ведь закон не ограничивает количество лиц, которое принимающая сторона может зарегистрировать), построив на этом своеобразный бизнес. При получении очередной квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг жильцов ожидает сюрприз: в квартире зарегистрировано множество лиц, которых жильцы и в глаза не видели. Соответственно, увеличивается и плата за предоставление отдельных услуг ЖКХ.

Допустим, жильцы, не желая оплачивать лишние коммунальные услуги, хотят снять с учета зарегистрированных граждан. Но жилищные органы им в этом отказывают, руководствуясь законом:

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях:

а) убытие иностранного гражданина из места пребывания - на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии

б) выезд иностранного гражданина из Российской Федерации - на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии

в) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим - на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

( ст. 23, Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации )

То есть даже установленный факт предоставления ложных сведений о пребывании иностранца не будет основанием для снятия его с учета!

Или другая ситуация. Принимающая организация направляет уведомление о месте пребывания иностранцев по своему фактическому адресу. Этот фактический адрес по сути есть склад, арендуемый у другой организации. При этом согласия собственника- арендодателя никто не спрашивает, да и договор аренды предоставлять не требуется (даже если бы в таком договоре имелся соответствующий запрет). Для собственника же может наступить ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях:

Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом. -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

( ст. 18.16, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2011)

Это значит, что собственник склада, не будучи ни в чем виновным, может понести серьезную административную ответственность благодаря тому, что арендатор выступил принимающим иностранцев лицом без согласия собственника. Ведь по закону подтверждать согласие собственника не нужно.

Существует ли ответственность за предоставление ложных сведений принимающей стороной?

Она предусмотрена статьей 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ограничивается штрафом в пять тысяч рублей, налагаемым на физических лиц. В случаях с юридическими и должностными лицами такой штраф существенно больше- до восьмисот тысяч, но пока по этой статье судебной практики о привлечении к ответственности юридических и должностных лиц не было. В этом смысле наше законодательство почему-то очень лояльно. Впрочем, у юридических лиц нет необходимости сообщать ложные сведения: указать адрес офиса как место пребывания иностранца будет достаточно для постановки на учет. При этом истинное местонахождение иностранца при необходимости установить будет невозможно. Интересно, что в случае изменения места пребывания принимающая сторона либо иностранный гражданин обязаны в течение 3 дней сообщить об этом в органы ФМС однако ответственность за невыполнение этой обязанности (во всяком случае, для принимающей стороны) законодательством не установлена.

В результате, цели миграционного учета (формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям)- будут недостижимы. В случае совершения преступления (например, террористического акта) таким лицом, зарегистрированным по месту пребывания в офисе или на складе принимающей организации - где правоохранительные органы будут его искать? Как в таком случае может быть реализован принцип неотвратимости ответственности, а также международные обязательства Российской Федерации? Между тем, по данным МВД (по состоянию на март 2011 года), число преступлений, совершаемых иностранцами в России, растет на 10% в год, особенно это касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Таким образом, в настоящее время имеет место значительное различие между процедурой регистрации граждан РФ (с предоставлением письменного согласия всех, кого только можно вообразить, а также копий документов, подтверждающих полномочия таких лиц на дачу согласия) и регистрации иностранцев и лиц без гражданства, для которой достаточно подписи любого первого встречного гражданина-алкоголика с паспортом. Непонятно, чем вызвано такое преимущество для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, установленное Федеральным миграционным законодательством. Мы полагаем, что такой законодательный казус противоречит интересам Российской Федерации как в сфере внутренней миграционной политики, так и в сфере международных обязательств Российской Федерации, в частности, в области противодействия терроризму.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

3. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

4. Приказ ФМС РФ от 06.07.2009 N 159 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации

5. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

6. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ

9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

10. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ О противодействии терроризму

11. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 1030-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Житомирской Юлии Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Федерального закона О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

12. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам)

Как оформить на работу безвизового иностранного работника по патенту у физического лица?

Вопрос

Как оформить на работу безвизового иностранного работника по патенту у физического лица? Нужно ли уведомлять службу занятости и УФМС?

Ответ

Трудовая деятельность по найму у физических лиц предполагает использование иностранных граждан для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Так, безвизовый иностранный гражданин может работать у физического лица только при наличии патента (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). При этом патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан (п. 8 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Так, для получения патента иностранный гражданин должен представить в территориальный орган ФМС документы, которые указаны в п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ:

1) заявление о выдаче патента

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

При первичном обращении за выдачей патента документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических, а также сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, не представляются.

Территориальный орган ФМС обязан выдать патент или уведомление об отказе в выдаче патента в течение десяти рабочих дней со дня принятия заявления (п. 4 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Получить патент иностранный гражданин может только лично. Для этого ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий его личность, и документ об уплате НДФЛ (п. 7 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Иностранцы должны вставать на миграционный учет (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Поэтому если иностранец будет жить на вашей территории (в квартире, доме или на даче), то вы как принимающая сторона ( п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ) должны поставить его на учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней с момента начала работы у вас (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения). Это следует из Приказа ФМС России от 28.06.2010 N 147 (ред. от 05.09.2013) О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Никаких исключений в отношении работодателя-физического лица в данном документе не предусмотрено. Если анализировать форму уведомления, то в ней предусмотрены все три возможные ситуации трудоустройства иностранца. у работодателя- организации, работодателя -ИП, а также у физического лица.

На сайтах ФМС также размещена информация о необходимости в вашей ситуации уведомлять ФМС, ФНС, Службу занятости.

Нарушение порядка уведомления указанных органов может повлечь за собою привлечение работодателя к административной ответственности. в том числе и работодателя, который является обычным физическим лицом.

Подробности в материалах Системы:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2013 года)

Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц

1. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче патента

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

3. При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, не представляются.

4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

5. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

6. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент.

8. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

9. В случае если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5_1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.

10. Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.

11. Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

2) в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц

3) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 15 пункта 9 и пунктом 9_1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

12. Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, полученных от трудовой деятельности у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

13. Форма патента, порядок оформления и выдачи патента, а также форма заявления о выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2006 № 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изменениями на 7 июня 2013 года)

Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом

г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства

д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства

в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

3. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3_1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами а - д пункта 1 и подпунктами а - в пункта 2 части 2 настоящей статьи.

3_1. В случаях, предусмотренных подпунктами а - д пункта 1 и подпунктами а - в пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3_1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями) (часть дополнительно включена с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 133-ФЗ в редакции, введенной в действие с 21 октября 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 199-ФЗ. - см. предыдущую редакцию ).

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

4_1. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней (часть дополнительно включена с 15 февраля 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 42-ФЗ. - см. предыдущую редакцию ).

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей)

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

7. Иностранные граждане, указанные в части 6 настоящей статьи, вправе в установленном порядке уведомить о своем месте пребывания орган миграционного учета по месту пребывания данных иностранных граждан.

Правовая база :

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

(ред. от 02.11.2013)

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечания:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Правовая база :

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 июня 2010 года N 147

О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации

(с изменениями на 5 сентября 2013 года)

История изменений

Документ с дополнением, внесенным:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032 2003, N 27 (ч.I), ст.2700 N 46 (ч.I), ст.4437 2004, N 35, ст.3607 N 45, ст.4377 2006, N 30, ст.3286 N 31 (ч.I), ст.3420 2007, N 1 (ч.I), ст.21 N 2, ст.361 N 49, ст.6071 N 50, ст.6241 2008, N 19, ст.2094 N 30 (ч.II), ст.3616 2009, N 19, ст.2283 N 23, ст.2760 N 26, ст.3125 N 52 (ч.I), ст.6450 2010, N 21, ст.2524. Далее - Федеральный закон .приказываю:

1. Утвердить:Форму ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста (приложение N 1) .

Формы (приложения N 1, 3, 5, 7-11) в Бюллетене не приводятся. Информация размещена на официальном сайте Федеральной миграционной службы: www.fms.gov.ru. - Прим.ред.

Порядок заполнения ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста (приложение N 2). Форму уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (приложение N 3). Порядок представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (приложение N 4). Форму уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (приложение N 5). Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (приложение N 6). Форму уведомления об исполнении работодателями обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту ( приложение N 7 ).Форму уведомления о предоставлении иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (приложение N 8) .

Источники: www.hr-portal.ru, all-migration.ru, kobzew.ru

;
Категория: Пользование имуществом | Добавил: stodmit (13.06.2015)
Просмотров: 1786 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz