263 Решение комиссии таможенного союза заявление образец
Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе
Таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 27 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее - ТК ТС).
При этом под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры (пп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
В Таможенном союзе правоотношения, связанные с необходимостью помещать товары под таможенные процедуры и, соответственно, с обязанностью осуществлять их таможенное декларирование, возникают при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Также необходимость декларировать товары возникает у лиц, если им требуется изменить ранее заявленную в отношении товаров таможенную процедуру на другую таможенную процедуру.
Для более четкого понимания обязанности лиц осуществлять таможенное декларирование товаров следует пояснить значение термина таможенная граница Таможенного союза . Статья 2 ТК ТС устанавливает, что единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.
Для таможенных целей все товары подразделяются на две категории: товары Таможенного союза и иностранные товары.
Товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:
- полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза
- ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза
- изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из вышеуказанных товаров и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Соответственно, если товары не могут быть признаны по этим критериям товарами Таможенного союза, они для таможенных целей рассматриваются как иностранные товары .
Естественно, существенным образом отличается и правовой статус этих товаров. Товары Таможенного союза могут свободно перемещаться на единой таможенной территории, и при таком перемещении товаров ТК ТС не предусматривает необходимости совершения с ними каких-либо таможенных формальностей. Иностранные товары находятся под таможенным контролем все время их нахождения на единой таможенной территории Таможенного союза. При этом ТК ТС предусматривает четкий порядок таможенных операций, которые должны быть совершены в отношении иностранных товаров, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении иностранных товаров, и сроки совершения юридически значимых действий.
Таким образом, иностранные товары, ввезенные на единую таможенную территорию Таможенного союза и получившие в соответствии с ТК ТС статус товаров Таможенного союза посредством их таможенного декларирования и помещения под соответствующую таможенную процедуру, получают право свободно перемещаться по всей таможенной территории Таможенного союза, без каких-либо ограничений и выполнения таможенных формальностей. Например, для получения статуса товаров Таможенного союза ввезенные иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую, что такие товары будут находиться и использоваться на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Следует отметить, что в отношении ввозимых товаров только три таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС предусматривают изменение статуса иностранных товаров на товары Таможенного союза - выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства и реимпорт.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (п. 1 ст. 179).
Указанными в статье иными случаями являются случаи, когда товары в соответствии с ТК ТС подлежат таможенному декларированию, но не подлежат помещению под таможенные процедуры :
- транспортные средства международных перевозок (глава 48 ТК ТС)
- товары для личного пользования физических лиц (глава 49 ТК ТС)
- припасы (глава 50 ТК ТС).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Лицами, которые могут вступать в правоотношения, связанные с таможенным декларированием товаров, являются таможенные представители. Таможенным представителем является юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Институт таможенного представителя определен ст. 12 - 17 ТК ТС, но применяется с учетом особенностей, установленных в каждом государстве - члене Таможенного союза, в силу того, что ТК ТС по достаточно широкому кругу вопросов, связанных, например, с функционированием данного института, порядком включения лиц в реестр таможенных представителей, содержит отсылки к уровню национального таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза.
Правомочия лиц выступать в качестве декларанта определяются в соответствии со ст. 186 ТК ТС.
Исходя из общего правила, в качестве декларанта вправе выступать лицо государства - члена Таможенного союза, которое:
- заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, если товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в связи со сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза
- имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Таким образом, ст. 186 ТК ТС связывает правомочия лиц выступать в качестве декларантов в первую очередь с наличием у этих лиц права собственности на подлежащие таможенному декларированию товары. Проще говоря, правомочия декларанта неотъемлемо связаны с наличием у лица права решать юридическую судьбу товаров вплоть до их уничтожения.
Если при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза отсутствует лицо государства - члена Таможенного союза, п. 2 ст. 186 ТК ТС определены иностранные лица, которые вправе выступать в качестве декларанта, которыми являются:
- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования
- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС, к которым относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, отдельные категории иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами
- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств
- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза.
Для заявления таможенной процедуры таможенного транзита круг лиц, которые правомочны выступать в качестве декларанта, включает в себя всех вышеперечисленных лиц (лица, указанные в п. 1 и 2 ст. 186), а также перевозчика, в том числе таможенного перевозчика и экспедитора, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.
Основной сложностью при правильном определении лица, правомочного выступать в качестве декларанта, является необходимость ориентироваться не только на нормы таможенного законодательства Таможенного союза, но и на нормы гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза. Так, например, одним из проблемных вопросов в правоприменении является упомянутый в статье термин внешнеэкономическая сделка, которого нет ни в ТК ТС, ни актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза. Пока каждая из стран - участниц Таможенного союза работала в рамках своей национальной таможенной территории, любая сделка, участники которой являлись резидентами разных государств, являлась внешнеэкономической. После создания единой таможенной территории появился вопрос: а возможно ли с точки зрения правомочий лиц выступать в качестве декларантов, признавать внешнеэкономическими сделки, заключенные между резидентами государств - членов Таможенного союза? Если посмотреть на данный вопрос по аналогии с ситуацией, когда существовали национальные таможенные территории, то для таможенных целей важна именно та внешнеэкономическая сделка, в связи с совершением которой товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза. Но в данном случае нельзя забывать, что есть ситуации, когда факт декларирования товаров не связан с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, например, если таможенная процедура временного вывоза либо переработки вне таможенной территории завершается помещением товаров под таможенную процедуру экспорта. Кроме того, не следует забывать, что в ряде случаев товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза не в связи с совершением какой-либо сделки. В целом можно сказать, что ст. 186 ТК ТС дает достаточно универсальный набор вариантов, позволяющих правильно подойти к вопросу определения лица, правомочного выступать в качестве декларанта товаров.
Говоря о правомочиях лиц выступать в качестве декларантов товаров, нельзя не упомянуть, что в переходных положениях ТК ТС об особенностях совершения таможенных операций (ст. 368 ТК ТС) предусмотрено, что до вступления в силу международного договора государств - членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза:
- декларация на товары подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 186 ТК ТС, когда в качестве декларанта могут выступать иностранные лица
- дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств - членов Таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства - члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
Наличие в ТК ТС такой переходной нормы обусловлено тем, что на текущем этапе развития Таможенного союза и Единого экономического пространства применяется единое таможенное законодательство, однако другие отрасли законодательства государств - членов Таможенного союза (валютное, финансовое, гражданское, налоговое, банковское и т.д.) не унифицированы. Например, даже параметры, позволяющие идентифицировать налогоплательщиков, в трех странах различны. Не унифицированы ставки налога на добавленную стоимость. Различен порядок регистрации юридических лиц. И еще достаточно много проблем, как юридических, так и организационно-технических, требуют наличия данной переходной нормы в таможенном законодательстве Таможенного союза. Ее наличие в ТК ТС также направлено на создание оптимальных условий таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе, а также на обеспечение надлежащего таможенного контроля, в том числе и при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Иначе говоря, в ТК ТС предусмотрено, что хозяйствующие субъекты государств - членов Таможенного союза должны декларировать товары в государствах, резидентами которых они являются. Безусловно, это переходное положение не затрагивает вопрос декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, а также случаи, когда ТК ТС наделяет полномочиями выступать в качестве декларантов иностранных лиц.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации. Форма декларирования есть не что иное, как способ заявления таможенным органам сведений о товарах, заявляемой таможенной процедуре и всех иных сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. С учетом международного опыта видится, что существующий уровень развития информационных технологий в государствах - членах Таможенного союза способствует все более широкому применению именно электронной формы декларирования, постепенно вытесняя письменную форму декларирования товаров. Однако существуют ситуации, когда декларанту все же более удобно использовать письменную форму декларирования. Например, при разовых поставках товаров либо при таможенном декларировании товаров низкой стоимости, образцов, рекламных материалов, товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий. В этих случаях, как правило, применяется упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные) коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров (п. 4 ст. 180 ТК ТС).
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации :
1) декларация на товары
2) транзитная декларация
3) пассажирская таможенная декларация
4) декларация на транспортное средство.
Декларация на товары применяется при таможенном декларировании товаров, транзитная декларация - особый вид таможенной декларации, которая используется исключительно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Пассажирская таможенная декларация предназначена для таможенного декларирования товаров, предназначенных для личного пользования физических лиц, а декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки. Согласно пп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Формы и порядок заполнения всех четырех видов таможенных деклараций определены решениями Комиссии Таможенного союза:
- декларация на товары - решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (в ред. от 26.04.2011) Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций
- транзитная декларация - решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 (в ред. от 19.05.2011) О форме и порядке заполнения транзитной декларации
- пассажирская таможенная декларация - решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации
- декларация на транспортное средство - решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения.
Упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве декларации на товары используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, содержит решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 (в ред. от 02.03.2011) О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
Декабрь 2013 г.
Заседание 16
от 20 мая 2010 года № 263
Инструкция
о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих
и (или) иных документов в качестве декларации на товары
I . Общие положения
1. Настоящая Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекс) и определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
2. При таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) с использованием в качестве декларации на товары (далее - ДТ) транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III настоящей Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление (далее - заявление) или перечень товаров (далее – перечень) в соответствии с настоящей Инструкцией.
3. При декларировании товаров в соответствии с настоящей Инструкцией не требуется предоставление электронной копии ДТ.
4. Положения настоящей Инструкции не применяются в отношении:
1) валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков, драгоценных металлов и драгоценных камней
2) товаров, ввозимых в адрес дипломатических или приравненных к ним представительств иностранных государств, или вывозимых в адрес представительств государств-членов таможенного союза за рубежом
3) товаров, в отношении которых применяется лицензирование и (или) квотирование
4) взрывоопасных предметов, взрывчатых, отравляющих, опасных химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных, радиоактивных веществ, ядерных материалов и других подобных товаров
5) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
5. Законодательством государств-членов таможенного союза кроме случаев, предусмотренных пунктами 6 и 12 настоящей Инструкции, в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством-членом таможенного союза и государствами, не являющимися членами таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ.
II . Порядок и случаи использования в качестве ДТ
транспортных (перевозочных), коммерческих и (или)
иных документов с предоставлением заявления
6. В качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении следующих товаров:
1) помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:
общая таможенная стоимость декларируемых товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза, - суммы, эквивалентной 1000 евро
товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки
перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве
товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.
Законодательством государств-членов таможенного союза могут устанавливаться дополнительные требования при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, а также возможность применения настоящего подпункта при помещении товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и реэкспорта
2) экспресс-грузов, заявляемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, а также реэкспорта или реимпорта, если ранее такие товары помещались под таможенные процедуры с применением настоящей Инструкции, при соблюдении условий, указанных в подпункте 1) настоящего пункта, либо реэкспорта, если экспресс-грузы, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, не помещались под таможенную процедуру, с учетом особенностей, предусмотренных частью второй настоящего подпункта.
При декларировании экспресс-грузов заявление составляется в виде реестра экспресс-грузов в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
7. При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию таможенного союза, предоставляется заявление, составленное в двух экземплярах, а при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с этой территории, - в трех экземплярах.
8. Заявление должно содержать следующие сведения:
1) наименование таможенного органа, которому декларируются товары
2) сведения о декларанте (наименование и место нахождения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или учетный номер плательщика (УНП) либо бизнес-идентификационный номер (БИН) для организации (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства, либо индивидуальный идентификационный номер (ИИН) для физического лица, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства фамилия и инициалы, место жительства, если декларантом является физическое лицо, а также сведения о документе, подтверждающем личность лица, составившего заявление
3) сведения об отправителе и получателе товаров, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах)
4) сведения о заявляемой таможенной процедуре
5) сведения по каждому товару:
наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах)
количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения)
стоимость товаров и валюта, в которой определена стоимость товаров (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах).
6) сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), за исключением случаев декларирования товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах подлежащих уплате таможенных платежей
7) сведения о предоставляемых документах.
9. Заявление подписывается лицом, его составившим, и заверяется печатью, если в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза лицо. составив шее заявление, должно иметь печать.
10. Подача заявления должна сопровождаться предоставлением:
документа, подтверждающего полномочия лица, подающего заявление
транспортных (перевозочных) документов
коммерческих документов (счет на оплату и (или) поставку товаров, счет-фактура, счет-проформа, инвойс и иные коммерческие документы)
разрешений, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов таможенного союза, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если их предоставление является условием помещения товаров под таможенную процедуру
иных документов, которые используются (могут быть использованы) таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров.
11. При принятии решения о выпуске товаров или об отказе в таком выпуске должностным лицом таможенного органа на экземплярах заявления проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Один экземпляр заявления возвращается декларанту или таможенному представителю, второй экземпляр остается в таможенном органе.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с таможенной территории таможенного союза, декларанту или таможенному представителю возвращаются два экземпляра заявления для последующего предоставления одного экземпляра таможенному органу в месте убытия товаров.
III . Порядок и случаи использования в качестве ДТ
транспортных (перевозочных), коммерческих и (или)
иных документов с предоставлением перечня
12. В качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня в отношении следующих товаров:
1) предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов
2) указанных в подпункте 1) настоящего пункта, заявляемых под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если ранее такие товары при помещении под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза декларировались с использованием перечня
3) контейнеров, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза
4) акцизные и (или) специальные марки, произведенные в государствах-членах таможенного союза
5) живые животные, если в отношении них не уплачиваются таможенные пошлины, налоги
6) иных товаров, если это установлено законодательством государств-членов таможенного союза.
13. При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию таможенного союза, предоставляется перечень, заполненный в двух экземплярах по форме, установленной приложением 3 к настоящей Инструкцией, а при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с этой территории, - в трех экземплярах.
Каждый лист перечня подписывается лицом, его заполнившим, и заверяется печатью, если в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза такое лицо должно иметь печать.
14. Подача перечня должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, предусмотренных в соответствии с Кодексом, необходимых для принятия решения о выпуске товаров.
15. При принятии решения о выпуске товаров или об отказе в таком выпуске должностным лицом таможенного органа на экземплярах перечня проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Один экземпляр перечня возвращается декларанту или таможенному представителю, второй экземпляр остается в таможенном органе.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с таможенной территории таможенного союза, декларанту или таможенному представителю возвращаются два экземпляра перечня для последующего предоставления одного экземпляра таможенному органу в месте убытия товаров.
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
Список изменяющих документов
(в ред. решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 359 ,
от 08.12.2010 N 508. от 02.03.2011 N 593 ,
решений Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 12.07.2012 N 109. от 20.12.2012 N 281 ,
от 21.01.2014 N 6. от 03.02.2015 N 6 )
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила:
1. Утвердить Инструкцию о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17.
Члены Комиссии таможенного союза:
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. N 263
О ПОРЯДКЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ (ПЕРЕВОЗОЧНЫХ), КОММЕРЧЕСКИХ
И (ИЛИ) ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В КАЧЕСТВЕ ДЕКЛАРАЦИИ НА ТОВАРЫ
(в ред. решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 359,
от 08.12.2010 N 508, от 02.03.2011 N 593)
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила:
1. Утвердить Инструкцию о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17.
Члены Комиссии таможенного союза:
От Республики От Республики От Российской
Беларусь Казахстан Федерации
(Подпись) (Подпись) (Подпись)
А.КОБЯКОВ У.ШУКЕЕВ И.ШУВАЛОВ
Таможенное декларирование
Таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, о таможенной процедуре и других сведений, необходимых для выпуска товара.
Под выпуском понимаются действия таможенного органа, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условием заявленной процедуры.
Товары подлежат декларированию:
1) при помещении под таможенную процедуру
2) транспортное средство международной перевозки
3) припасы
4) МПО (международное почтовое отправление) в случаях, установленных законодательством
5) товары, перемещаемые физическими лицами в случаях, установленных законодательством
6) дополнительные случаи декларирования — это незаконно ввезенные товары, обнаруженные у покупателя их отходы и остатки после переработки или уничтожения
Предоставление документов при таможенном декларировании товаров:
1) Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта
3) транспортные (перевозочные) документы
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случае, предусмотренных ТК ТС
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов таможенного союза
13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
В качестве декларанта может выступать:
1) лицо государства — члена таможенного союза, которое заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена или лицо, имеющее право владения, пользования, распоряжения товарами (при отсутствии внешнеэкономической сделки) 95% из этого числа являются российскими лицами
2) иностранные лица могут выступать в качестве декларантов в следующих случаях:
- физическое лицо перемещающее товары для личного пользования
- лицо, пользующееся таможенными льготами
- организации имеющие представительства на территории государства — члена ТС (могут выступать декларантом в процедуре временного ввоза, реэкспорта, и внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд)
- лица, имеющие право распоряжения товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена таможенного союза
Для заявления процесса транзита помимо вышеуказанных лиц декларантом может выступать перевозчик и экспедитор.
Экспедитор может выступать декларантом, только в том случае, если он является членом ТС
Права декларанта:
1) осматривать и измерять товары, находящиеся под таможенным контролем
2) выполнять грузовые операции
3) брать пробы и образцы товаров (с разрешения таможенного органа)
4) присутствовать при проведении досмотра и досмотра товаров
5) знакомиться с имеющимися у таможенных органов результатами исследований проб и образцов товаров
6) представлять документы и сведения в электронном виде
7) обжаловать решения таможенных органов
привлекать экспертов для уточнения сведений о декларировании
Обязанности декларанта:
1) производить таможенное декларирование товаров
2) представлять в таможенный орган документы, на основании которых, заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством ТС
3) предъявлять декларируемые товары в случаях, установленных законодательством либо по требованию таможенного органа
4) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату
5) соблюдать требования и условия заявленной таможенной процедуры
Формы декларирования:
- письменная
- устная
1. Декларация на товары
Порядок заполнения установлен Решением Комиссии ТС №257 от 20.05.2010, №379 от 20.09.2010, № 617 от 07.04.2011 — вступает в силу с 01.07.2011
2. Транзитная декларация
Порядок заполнения установлен Решением №289 от 18.06.2010 с изменениями Решений Комиссии ТС №379 от 20.09.2010 и №537 от 28.01.2011
3. Пассажирская таможенная декларация
Порядок заполнения установлен Решением Комиссии ТС №287 от 18.06.2010
4. Декларация на транспортное средство
Порядок заполнения установлен Решение Комиссии ТС №422 от 14.10.2010
В качестве таможенной декларации могут быть использованы транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в случаях и в порядке установленном Таможенным Кодексом Таможенного союза и Решением Комиссии ТС № 263 от 20.05.2010
Сведения, указываемые в таможенной декларации, в том числе в кодированном виде, зависят от вида таможенной декларации и прописаны в статьях 181-182 ТК ТС. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза.
Сроки подачи декларации:
-до истечения срока временного хранения (на ввозимые товары),
- на вывозимые товары — декларация подается до их убытия,
- на товары, явившиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, декларация подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда об освобождении от уголовной ответственности или решения таможенного органа об освобождении от административной ответственности либо решения суда о прекращении дела.
Отказ от регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом в письменной форме с указанием причин отказа.
Изменения и дополнения сведений, заявленных в декларации
Сведения, заявленные в декларации могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа при одновременном соблюдении следующих условий:
1) Если это не повлечет собой необходимость изменять сведения, влияющие на размер платежей за исключение корректировки таможенной стоимости
2) если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и не принял решение о проведении других мер таможенного контроля.
Внесение изменений в декларацию после выпуска товаров допускается в случае и в порядке, установленном Решением Комиссии ТС №255 от 20.05.2010
Отзыв таможенной декларации
Декларация на иностранные товары может быть отозвана до принятия решения о выпуске товаров.
На товары ТС декларация моет быть отозвана до фактического убытия товаров, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.
Отзыв допускается с письменного решения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра и не установил нарушения таможенного законодательства влекущих административную и уголовную ответственность.
При отзыве декларации, новая декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения.
Предварительное таможенное декларирование
В отношении иностранных товаров декларация может быть подана до их ввоза на таможенную территорию, если декларирование проводилось путем подачи предварительной декларации на товар, и были уплачены таможенные платежи, подлежащие уплате под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию ТС и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии ТС.
Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант в праве отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 ТК ТС.
Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, в течение 30 дней со дня, следующего за днем регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.