Образцы исков
Категории раздела
Разные документы [93]
Для получения кредита [10]
Библиотека бухгалтера [20]
Тем кто ищет работу [83]
Учредительные документы [63]
Как заполняется характеристика [68]
Заявления и обращения [89]
Как обратиться в суд [86]
Ответственность представителя [45]
Что такое декларация [44]
Распоряжения и приказы [65]
Акты на предприятии [87]
Закрепление обязанностей [13]
Трудовые отношения [53]
Пользование имуществом [67]
Как правильно подарить [29]
Договоры [76]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 14.07.2020, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

Каталог заявлений
Главная » Статьи » Трудовые отношения

Санитарно гигиеническая характеристика условий труда образец

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. N 103 г. Москва Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания

Дата официальной публикации: 17 мая 2008 г.

Вступает в силу: 27 мая 2008 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 апреля 2008 г.

Регистрационный N 11577

В целях реализации п. 1.6 приложения N 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27 июля 2001 г. регистрационный N 2828), а также в целях совершенствования системы расследования и учета профессиональных заболеваний приказываю:

1. Утвердить инструкцию по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (приложение).

2. Руководителям управлений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

2.1. Проинформировать учреждения Роспотребнадзора, лечебно-профилактические организации, другие заинтересованные организации о введении в действие инструкции.

2.2. Использовать инструкцию при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

Руководитель Г. Онищенко

Приложение

Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания

1. Настоящая инструкция определяет порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее - санитарно-гигиеническая характеристика).

2. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее - управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.

3. Санитарно-гигиеническая характеристика составляется в 4 экземплярах по форме N 362-1/у-01, подписывается специалистами управления, утверждается главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации и заверяется печатью.

Один экземпляр санитарно-гигиенической характеристики высылается (выдается) медицинской организации, направившей извещение, один экземпляр - работодателю, один - работнику или его представителю под роспись один экземпляр хранится в управлении.

4. При необходимости (недостаточность информации, лабораторно-инструментальных данных, контакт с аналогичными вредными факторами на других местах работы и т. п.) управление, проводящее оценку условий труда для составления санитарно-гигиенической характеристики, запрашивает дополнительные документы или санитарно-гигиеническую характеристику (санитарно-эпидемиологическое заключение) по иному месту (местам) работы.

5. В случае установления предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления) у работника после прекращения контакта с вредными факторами производственной среды (поздний силикоз, туберкулез, злокачественные образования и др.) и невозможности представления данных об условиях труда (ликвидация цеха, участка, организации, реконструкция, отсутствие документов о количественной характеристике вредных факторов), используют другие документы (выписка из трудовой книжки, журналов инструктажа, ссылки на литературные справочные материалы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств, профессий и др.), подтверждающие наличие вредных производственных факторов и их количественные характеристики.

При ликвидации рабочего места, цеха, участка, организации возможно моделирование условий труда работника, ссылки на литературные справочные материалы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств и другие сведения.

6. Описание условий труда работника (п.4 характеристики) оформляется на основании должностных обязанностей и санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда (санитарно-эпидемиологического заключения на производство) непосредственно на рабочем месте, учитываются сведения, полученные от работодателя (или его представителя) и самого работника, другое.

Санитарно-гигиеническая характеристика составляется с учетом предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления).

В обязательном порядке указываются характеристики ведущего и всех сопутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).

Концентрации и уровни вредных производственных факторов (качественные и количественные показатели) указываются на основе документов органов и организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, полученных в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, протоколов лабораторных и инструментальных исследований при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на производство, продукцию, в т. ч. проведенных НИИ и испытательными центрами, аккредитованными в установленном порядке.

Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.

7. При отсутствии данных лабораторных и инструментальных исследований

управление поручает Федеральному государственному учреждению здравоохранения - центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора проведение таких исследований на рабочем месте.

8. Результаты физиологических исследований представляются в виде приложений к санитарно-гигиенической характеристике, составленных в соответствии с действующей гигиенической классификацией факторов рабочей среды и трудового процесса.

В санитарно-гигиенической характеристике перечисляются используемые средства индивидуальной защиты, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и отмечают их фактическое использование.

9. Пункты санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) с 6 по 17 оформляются в соответствии с протоколами лабораторно-инструментальных исследований и измерений факторов производственной среды и положениями действующего санитарного законодательства.

Пункт 18 санитарно-гигиенической характеристики оформляется в соответствии с действующей гигиенической классификацией факторов рабочей среды и трудового процесса.

Пункты 19-23 санитарно-гигиенической характеристики оформляются в соответствии с фактическими данными, полученными в результате санитарно-гигиенического обследования и имеющейся информацией.

В пункте 24 санитарно-гигиенической характеристики дается заключение об условиях труда работника на основании общей гигиенической оценки условий труда в соответствии с действующим санитарным законодательством и с учетом положений действующей гигиенической классификации факторов рабочей среды и трудового процесса. Делается ссылка на прилагаемые дополнительные документы и результаты исследований, испытаний, оценок (протоколы, акты и др.).

10. К санитарно-гигиенической характеристике могут прилагаться мнения, свидетельские показания работника, свидетелей, работодателя, которые оформляются на отдельных листах с указанием документа, удостоверяющего личность указанных лиц.

Действия

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТАЮЩЕГО ПРИ ПОДОЗРЕНИИ У НЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

1.1. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работающего является одним из документов, на основании которого решается вопрос о связи заболевания с профессиональным трудом.

1.2. Санитарно-гигиеническая характеристика выдается только санэпидстанцией.

1.3. Право на запрос санитарно-гигиенической характеристики имеют:

- главный врач медсанчасти предприятия, на котором работает заболевший

- главный врач или его заместитель по врачебно-трудовой экспертизе территориального лечебно-профилактического учреждения общего профиля

- главный врач или его заместитель специализированного профпатологического стационара.

1.4. Запрос на санитарно-гигиеническую характеристику направляется главному врачу СЭС по месту расположения предприятия (предприятий), на котором работает (работал) заболевший.

1.5. Санитарно-гигиеническая характеристика оформляется в 3-х экземплярах на бланках санэпидстанции, подписывается врачом СЭС утверждается подписью главного врача СЭС и заверяется печатью СЭС. Рабочий, на которого составляется характеристика, по его просьбе может быть с ней ознакомлен. Третий экземпляр характеристики передается в отдел кадров предприятия.

1.6. Первый экземпляр санитарно-гигиенической характеристики выдается запросившему учреждению в течение 15 дней со дня получения запроса второй экземпляр хранится в деле санэпидстанции. В случае необходимости переадресования запроса в санэпидстанцию по месту прежней работы заболевшего срок составления характеристики продлевается по согласованию с главным врачом СЭС.

1.7. При необходимости (недостаточность данных, контакт с аналогичными вредными факторами на предыдущей работе и т.п.) запрос на дополнительные данные для санитарно-гигиенической характеристики условий труда следует направить в санэпидстанцию, выдавшую ее, или в СЭС, районированную по предыдущему месту работы.

1.8. Следует отметить наличие или отсутствие случаев профессиональных заболеваний в той профессиональной группе, к которой относится рабочий, на которого составляется характеристика.

1.9. В случае возникновения заболеваний после прекращения контакта с вредными факторами производственной среды (поздний силикоз, некоторые опухолевые заболевания и др.) и невозможности представления данных об условиях труда (ликвидация цеха, участка, предприятия, его реконструкция при отсутствии документов о количественной характеристике вредных факторов) представляют другие документы (выписка из трудовой книжки и др.), подтверждающие принадлежность к профессии, связанной с вредными условиями труда.

1.10. В случае ликвидации цеха, участка, предприятия возможно моделирование условий труда заболевшего, ссылки на данные литературы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств и другие сведения, которые включают в Информационную справку, которая составляется в таком случае вместо санитарно - гигиенической характеристики.

2.1. В санитарно-гигиеническую характеристику последовательно вносятся следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество работающего

- год рождения

- профессия, должность

- предприятие, учреждение, ведомственная принадлежность

- цех (участок, мастерская)

- стаж работы: общий, в данной профессии, в данном цехе (участке, отделе, мастерской)

- характеристика факторов трудового процесса

- количественная характеристика ведущего фактора

- количественная характеристика сопутствующих вредных факторов производственной среды

- описание трудовой деятельности

- перечень вредных факторов производственной среды и трудового процесса

- с какими вредными факторами производственной среды имел контакт ранее: перечень факторов, на каком предприятии, длительность контакта (со слов работающего, другие материалы)

- хронометражные данные (время действия фактора в течение смены)

- средства индивидуальной защиты и их использование.

2.2. Описание трудовой деятельности работающего дается на основании ознакомления врача по гигиене труда с должностными обязанностями и характером труда рабочего непосредственно на рабочем месте и учитывает сведения, полученные от администрации и самого рабочего.

2.3. Перечень вредных производственных факторов и их количественная характеристика приводится на основе материалов санэпидстанций (районной, городской, областной, республиканской) по текущему санитарному надзору, результатов лабораторно - инструментальных исследований, научно-исследовательских гигиенических или медицинских институтов. При необходимости используют результаты лабораторно-инструментальных исследований санитарно-гигиенических лабораторий предприятий, ведомств и других специализированных организаций. Результаты исследований должны даваться со ссылкой на учреждение, проводившее замеры уровня вредного фактора, с указанием сроков исследований. Дополнительно могут быть привлечены и другие материалы, в том числе акты расследования случаев профзаболеваний работающих на обследуемом участке, сведения, сообщенные заболевшим, которые подтверждаются представителями администрации или работающими на данном участке.

2.4. Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.

Ведущим фактором производственной среды и трудового процесса является тот, который представляет наибольшую опасность для здоровья работающего. Его характеристика дается в полном объеме (в соответствии с разделом 3). Сопутствующие факторы перечисляются и, по возможности, количественно оцениваются.

2.5. При отсутствии или недостаточности результатов лабораторно-инструментальных исследований СЭС проводит дополнительные замеры на рабочем месте заболевшего.

2.6. Хронометражные данные представляются в виде времени действия вредного фактора на работающего в течение смены. При неравенстве выполняемой работы в разные смены выбирают другой временной отрезок - месяц, год.

2.7. Перечисляются используемые средства индивидуальной защиты. В соответствующих случаях делается указание на нарушение использования СИЗ (несоответствие СИЗ действующему фактору, нарушение правил использования и др.).

2.8. Дается заключение об условиях труда работающего в соответствии с действующим санитарным законодательством с учетом положений Гигиенической классификации труда и о возможности влияния производственной среды на возникновение данного профессионального заболевания (отравления).

3.1. Шум, локальная, общая вибрация, ультра-, инфразвук.

3.1.1. Источники.

3.1.2. Качественная характеристика фактора:

- шум - постоянный, импульсный

- локальная вибрация: прерывистая, импульсная (ударная), высоко-, низкочастотная

- общая вибрация (вибрация рабочих мест): транспортная, транспортно-технологическая, технологическая

- ультразвук - воздушный, контактный, постоянный, импульсный

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

от 31 марта 2008 г. № 103

Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания

В целях реализации п. 1.6 приложения № 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 года № 176 О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27 июля 2001 г. регистрационный № 2828), а также в целях совершенствования системы расследования и учета профессиональных заболеваний приказываю:

1. Утвердить инструкцию по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания ( приложение ).

2. Руководителям управлений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

2.1. Проинформировать учреждения Роспотребнадзора, лечебно-профилактические организации, другие заинтересованные организации о введении в действие временной инструкции

2.2. Использовать инструкцию при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

Руководитель                                Г.Г. Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2008 г.

УЧЕТ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Порядок установления наличия острого профессионального заболевания

При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения в течение суток направляет извещение в Роспотребнадзор и сообщение работодателю.

Роспотребнадзор в течение суток со дня получения извещения выясняет обстоятельства и причины возникновения заболевания, составляет санитарно - гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в учреждение здравоохранения.

Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно - гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. Учреждение здравоохранения, установившее заключительный диагноз острого профзаболевания, в 3-дневный срок направляет извещение:

- в Роспотребнадзор

- работодателю

- страховщику (ФСС)

- в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания:

- выдается под расписку работнику

- направляется страховщику (ФСС)

- направляется в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Порядок установления наличия хронического профессионального заболевания

При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) Учреждение здравоохранения направляет извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок в Роспотребнадзор и сообщение работодателю.

Роспотребнадзор в 2-недельный срок со дня получения извещения составляет санитарно - гигиеническую характеристику условий труда работника и представляет в учреждение здравоохранения.

У чреждение здравоохранения . установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного в центр профпатологии с представлением следующих документов:

- выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного

- сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров

- санитарно - гигиеническая характеристика условий труда

- копия трудовой книжки.

Центр профпатологии устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет извещение в:

- Роспотребнадзор,

- работодателю,

- страховщику (ФСС),

- учреждение здравоохранения, направившее больного.

Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания:

- выдается под расписку работнику,

- направляется страховщику (ФСС),

- направляется в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Порядок расследования профессионального заболевания

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания, возглавляемую главным врачом Роспотребнадзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного органа.

В процессе расследования комиссия:

Опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение правил и норм, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего.

Рассматривает следующие документы:

- санитарно - гигиеническую характеристику условий труда работника,

- сведения о проведенных медицинских осмотрах,

- выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда,

- протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц,

- экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов,

- медицинскую документацию о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника,

- копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты,

- выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора,

- другие материалы по усмотрению комиссии.

Устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний, степень вины пострадавшего в процентах (при его грубой неосторожности).

Оформляет в 3-дневный срок по истечении расследования акт о случае профессионального заболевания в пяти экземплярах, для:

- работника,

- работодателя,

- Роспотребнадзора,

- центра профпатологии (учреждения здравоохранения),

- страховщика (ФСС).

Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом и печатью Роспотребнадзора. Акт с материалами расследования хранится в течение 75 лет в Роспотребнадзоре и в организации, где проводилось расследование.

Работодатель в месячный срок после завершения расследования на основании акта о случае профессионального заболевания издает приказ о мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.

Анонсы

О главных направлениях работы по защите детей – в интервью портала ГАРАНТ.РУ с Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве Евгением Бунимовичем .

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N АКПИ13-57 Об отказе в признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им инструкции

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N АКПИ13-57 Об отказе в признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им инструкции

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Карулине И.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова Ю.Н. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания и пункта 2 утвержденной им Инструкции, установил:

приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 31 марта 2008 г. № 103 (далее - Приказ) утверждена Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2008 г. № 11577, и опубликован в Российской газете 17 мая 2008 г. № 105.

Согласно пункту 2 Инструкции санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее - Управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.

Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, как изданного с превышением полномочий, и пункта 2 Инструкции в части, наделяющей управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурные подразделения правом составлять санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, ссылаясь на его противоречие пункту 8 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 (далее - Положение), согласно которому центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника. Полагает, что оспариваемые положения нарушают его право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Миронов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Роспотребнадзора Тябликова Н.Г. представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. возражая против доводов заявителя, пояснили, что Приказ издан Роспотребнадзором в пределах предоставленных полномочий, оспариваемая норма действующему федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с пунктами 7, 8 Положения при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Пунктами 1.2, 1.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 176 утверждены форма санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. Пунктом 1.6 названной Инструкции установлено, что оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) осуществляется в соответствии с Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у него профессионального заболевания (отравления).

В целях реализации данного положения Роспотребнадзором утверждена Инструкция, устанавливающая порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что пункт 2 Инструкции противоречит пункту 8 Положения, согласно которому санитарно-гигиеническую характеристику условий труда должен составлять Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (утратило силу 1 октября 2005 г.), входили в санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, образованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункты 12, 13).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 23-р в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.

Таким образом, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора реорганизованы в федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору, которые не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а созданы для обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно Положению об осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (пункт 3).

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Типовым положением о нем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. № 308, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления (пункты 8.1.1, 8.10, 8.14).

С учетом изложенного пункт 2 Инструкции, предусматривающий составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, то есть органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответствует приведенным положениям действующего федерального законодательства и не нарушает прав застрахованных лиц.

Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что, утверждая Инструкцию, Роспотребнадзор превысил свои полномочия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает постановления, издает распоряжения, указания, утверждает методические, инструктивные документы по вопросам организации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункты 5.1.1, 5.18). Руководитель Роспотребнадзора на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (подпункт 9.7).

В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут проводиться санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Порядок их проведения в соответствии с пунктом 3 данной нормы в редакции от 8 ноября 2007 г. действовавшей на момент утверждения Инструкции, устанавливался федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника составляется по результатам расследования каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления), в ходе которого выявляются обстоятельства и причины возникновения случая. В процессе расследования уточняются обстоятельства и определяются условия, способствующие возникновению острого профессионального заболевания (отравления) при необходимости определяется перечень проведения лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работника при возникновении заболевания (отравления) (пункты 4.2, 4.4 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний).

Из изложенного следует, что, утверждая Инструкцию, устанавливающую порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, Роспотребнадзор действовал в пределах предоставленных ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ полномочий.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Миронова Ю.Н. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания и пункта 2 утвержденной им Инструкции отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.А. Емышева

Обзор документа

Оспаривался ведомственный акт, которым утверждена инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у работника профзаболевания.

Инструкция, в частности, предусматривает, что указанная характеристика составляется региональным управлением Роспотребнадзора или его структурными подразделениями.

Как указал заявитель, акт незаконно наделяет приведенным полномочием региональное управление Роспотребнадзора.

Между тем в соответствии с законодательством составлять указанную характеристику условий труда вправе центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

ВС РФ счел положения законными и указал следующее.

Исходя из законодательства, когда устанавливается предварительный диагноз - острое профзаболевание (отравление), учреждение здравоохранения обязано немедленно сообщить об этом в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

После этого названный центр выясняет обстоятельства и причины возникновения заболевания. По результатам составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника. Она направляется в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства (или прикрепления) данного лица.

Указанные центры ранее (до октября 2005 г.) входили в санитарно-эпидемиологическую службу России и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Затем в результате реформирования эти центры были реорганизованы.

На их базе созданы федеральные госучреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии (подведомственные Роспотребнадзору). Последние не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Они обеспечивают деятельность органов, обладающих подобной компетенцией, т. е. региональных управлений Роспотребнадзора и их структурных подразделений.

Поэтому нет оснований, чтобы признать оспариваемый акт недействующим.

Давайте дружить!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2015. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования материалов портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88

(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Источники: www.rg.ru, zakonbase.ru, www.tehlit.ru, www.pbiot.ru, www.garant.ru

;
Категория: Трудовые отношения | Добавил: stodmit (13.06.2015)
Просмотров: 2488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz