Образец должностной инструкции главного бухгалтера школы
Должностные инструкции школы
Должностная инструкция главного бухгалтера школы
Общие положения
1.1.Бухгалтер назначается и освобождается от должности директором Школы по согласованию с главным бухгалтером Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности одного бухгалтера его обязанности могут быть возложены на других сотрудников школьной бухгалтерии. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2.Бухгалтер должен, как правило, иметь высшее или среднее специальное образование или опыт работы не менее 3-х лет на соответствующих должностях.
1.3.Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру Школы.
Функции
2.1.Основными направлениями деятельности бухгалтера является обеспечение правильной постановки и ведения бухгалтерского учета.
Должностные обязанности
Бухгалтер выполняется следующие должностные обязанности:
3.1.Анализирует:
-финансовую политику государства, города и округа для внесения предложений по формированию финансовой политики Школы
-состояние материальной базы Школы
-эффективность и правильность расходования, денежных средств, материальных средств.
3.2.Прогнозирует:
-тенденции изменения ситуации в финансовой политике для внесения продолжений по корректировке финансовой стратегии Школы
-последствия запланированной работы по совершенствованию и развитию материально- технической базы Школы.
-мероприятия по проведению ежегодной инвентаризации материальных средств
-с участием заместителей директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение списания износившихся и морально устаревших материальных ценностей в учебных кабинетах, мастерских, спортзале, а также в подсобных помещениях
-проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учёта и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении
-выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета
-участвует в разработке и осуществлении мероприятий направленных на соблюдении финансовых дисциплин и рационального использования ресурсов
-участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности, в разработке и внедрении прогрессивных норм и методов бухгалтерского учета на основе применении вычислительной техники
-подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
3.4.Координирует:
-разработку необходимой финансово- хозяйственной документации материально-ответственный лиц
-работу сотрудников Школы по вопросам материально- хозяйственной деятельности.
3.5.Контролирует:
-рациональное расходование материальных средств
-своевременность и правильность составления отчетной документации по материально-хозяйственной деятельности школы
-движение имущества
-осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета
-отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей
-производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, налогов и других выплат и платежей.
3.6.Корректирует договора по материально-хозяйственной деятельности Школы в соответствии с изменяющимися законодательством.
3.7.Разрабатывает нормативные требования по ведению бухгалтерского учета и материально- хозяйственной документации
3.8.Обеспечивает:
-соответствие осуществляемых материально- хозяйственных операций законодательству Российской Федерации
-своевременное и правильно оформление бухгалтерской документации
-своевременное представление необходимой отчётной документации в выше стоящие и контролирующие организации.
Права
Бухгалтер имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.Давать обязательные распоряжения по оформлению бухгалтерской документации и представлению ее в бухгалтерию всем материально-ответственным сотрудникам Школы.
4.2.Представлять к дисциплинарной ответственности директору Школы материально-ответственных лиц, нарушающих или не выполняющих в срок требования по оформлению бухгалтерской документации и представление ее в бухгалтерию.
4.3.Принимать участие:
-в ведении переговоров с партнерами Школы по материально-техническому оснощению
-в разработке любых управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам
-в разработке стратегии развития Школы.
4.4.Устанавливать от имени Школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию материально-технического оснащения Школы.
4.5.Вносить предложения по совершенствованию работы сотрудников школьной бухгалтериии.
4.6.Повышать свою квалификацию.
Ответственность
5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, бухгалтер несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил организации материально-хозяйственной деятельности бухгалтера привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
За виновное причинение Школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей бухгалтер несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности
Бухгалтер:
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40- часовой рабочей недели и утвержденному директором Школы.
6.2.Планирует свою работу на каждый финансовый год и каждый отчетный период под руководством главного бухгалтера. План работы представляет на утверждение директору Школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3.Представляет главному бухгалтеру письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней после сдачи отчетов за полугодие, 9 месяцев и за год.
6.4.Получает от директора Школы и главного бухгалтера информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с сотрудниками школьной бухгалтерии, младшим обслуживающим персоналом Школы, заместителями директора и педагогами.
6.6.Исполняет обязанности сотрудников бухгалтерии в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом Школы на основании приказа директора.
6.7.Информацию, полученную на совещаниях различного уровня, передает директору и главному бухгалтеру непосредственно после его получения.
Должностная инструкция главного бухгалтера
Должностная инструкция главного бухгалтера разработана на основе Квалификационного справочника должностей. Инструкция раскрывает основные должностные обязанности главного бухгалтера, его права и ответственность, а также требования к квалификации.
Предложенная типовая должностная инструкция главного бухгалтера может служить основой для разработки должностной инструкции, содержащей более конкретный перечень должностных обязанностей главного бухгалтера с учетом особенностей предприятия, организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности главного бухгалтера. При необходимости обязанности могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Должностная инструкция, в которой четко сформулированы функции главного бухгалтера, помогает обеспечить непрерывность функционирования финансовой службы и преемственность обязанностей. Указанные в должностной инструкции требования ускоряют процесс введения в должность нового сотрудника.
Должностная инструкция главного бухгалтера
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
____________________ ____ г.
1. Общие положения
1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей.
1.2. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Главный бухгалтер имеет двойное подчинение: подчиняется генеральному директору и финансовому директору.
1.4. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к его заместителю, в случае его отсутствия - к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по компании.
1.5. На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
1.6. Главный бухгалтер должен знать:
законодательство о бухгалтерском учете
основы гражданского права
финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство
нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации
положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения
кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления
профиль, специализацию и структуру компании, стратегию и перспективы ее развития
налоговый, статистический и управленческий учет
порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок
формы и порядок финансовых расчетов
условия налогообложения юридических и физических лиц
правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий
порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности
современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами
методы анализа финансово-хозяйственной деятельности компании правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации
передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета
экономику, организацию производства, труда и управления основы технологии производства законодательство о труде правила по охране труда.
1.7. Главный бухгалтер руководствуется в своей деятельности:
законодательством РФ
уставом компании
правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании
приказами и распоряжениями руководства
настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности главного бухгалтера
Главный бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета компании в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.
2.2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности компании, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности компании.
2.3. Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.
2.4. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям.
2.5. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.
2.6. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.
2.7. Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.
2.8. Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.
2.9. Обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации.
2.10. Принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.
2.11. Ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
2.12. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
2.13. Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
2.14. Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.
2.15. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
2.16. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.
3. Права главного бухгалтера
Главный бухгалтер имеет право:
3.1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников.
3.2. Устанавливать обязательный для всех подразделений и служб компании порядок документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений.
3.4. Рассматривать и визировать заключаемые договоры и соглашения.
3.5. Требовать от руководителей и сотрудников компании принятия мер к усилению сохранности собственности компании, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.
3.6. Проверять в структурных подразделениях компании соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.
3.7. Действовать от имени бухгалтерии компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями и другими организациями.
3.8. Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по улучшению деятельности бухгалтерии.
4. Ответственность главного бухгалтера
4.1. За невыполнение или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
своевременное осуществление платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами Компании
соблюдение законодательства в области бухгалтерского и налогового учета и отчетности
соблюдение финансовой и кассовой дисциплины
соблюдение технологий и сроков обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота
законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и иных потерь
сохранность бухгалтерских документов, оформление и сдачу их в установленном порядке в архив
полный, достоверный и своевременный учет всех хозяйственных операций Компании
4.2. Выполнение ключевых показателей деятельности.
4.3. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.4. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.5. Причинение Компании убытков в результате осуществления им своих должностных прав и обязанностей.
Приглашаем на наши семинары по финансам >>>
Должностная инструкция главного бухгалтера (типовой образец)
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.
1.2. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору предприятия, а по отдельным вопросам согласовывает свою работу с заместителем директора по финансовым вопросам и персоналу.
1.3. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее _______ лет.
1.4. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется:
- законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности
- методическими материалами по соответствующим вопросам
- уставом предприятия
- правилами внутреннего трудового распорядка
- приказами и распоряжениями директора предприятия
- положением о бухгалтерии предприятия
- настоящей должностной инструкцией.
1.5. Главный бухгалтер должен знать:
- законодательство о бухгалтерском учете
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающихся финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- гражданское право, финансовое и налоговое законодательство
- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития
- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения
- порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета
- формы и порядок финансовых расчетов
- порядок приемки, оприходования, хранения и расходования товарно-материальных ценностей, денежных средств и других ценностей
- методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов
- правила расчета с дебиторами и кредиторами
- условия налогообложения юридических и физических лиц
- порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь
- правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей
- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности
- правила проведения проверок и документальных ревизий
- современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета
- экономику, организацию производства, труда и управления
- рыночные методы хозяйствования
- законодательство о труде
- правила и нормы охраны труда.
1.6. Во время отсутствия главного бухгалтера его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке и несущий полную ответственность за надлежащее исполнение, обязанностей главного бухгалтера.
II. Функции
На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:
2.1. Руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии.
2.2. Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.
2.3. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.
2.4. Обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения.
2.5. Выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат.
2.6. Внедрение современных технических средств и информационных технологий.
2.7. Контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.
2.8. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
III. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций главный бухгалтер предприятия обязан:
3.1. Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
3.2. Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
3.3. Организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.
3.4. Осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия (филиалах).
3.5. Принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
3.6. Обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средства на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников предприятия.
3.7. Участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
3.8. Возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
3.9. Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
3.10. Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
3.11. Принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения устойчивости предприятия.
3.12. Обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
3.13. Осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
3.14. Участвовать в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
3.15. Обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
3.16. Оказывать методическую помощь работникам отделов предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности.
3.17. Руководить работниками бухгалтерской службы предприятия.
IV. Права
Главный бухгалтер имеет право:
4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по финансово-хозяйственным и иным вопросам.
4.2. Устанавливать должностные обязанности для подчиненных ему работников, с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники других отделов, занятые бухгалтерским учетом, по всем вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру.
4.3. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности.
4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Своевременно получать от руководителей подразделений предприятия (специалистов) информацию и документы (приказы, распоряжения, договоры, сметы, отчеты, нормативы и др.), необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. (За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность, содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы).
4.6. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников бухгалтерии, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
4.7. Привлекать специалистов подразделений предприятия к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями об отделах, если нет - с разрешения руководителя).
4.8. Требовать от директора предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
V. Ответственность
Главный бухгалтер несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
VI. Взаимоотношения, связи по должности
Примечание. Данный раздел представляется дополнительно к настоящей инструкции для применения пользователям по своему усмотрению.
Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящей инструкцией, главный бухгалтер взаимодействует:
6.1. С директором по вопросам:
- получения: приказов, распоряжений, указаний, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии
- представления: справок, сведений, информации по финансовым вопросам предприятия по требованию, проектов приказов, служебных записок, отчетов и любой другой информации, вытекающей из бухгалтерского учета.
6.2. С заместителями директора по согласованию с директором по вопросам:
- получения: распоряжений, указаний, запросов, служебных записок, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии
- представления: справок, ведомостей, сведений, информации о состоянии расчетов, о наличии основных средств и других товарно-материальных ценностях и другой информации, вытекающей из бухгалтерского учета.
6.3. С руководителями отделов предприятия по вопросам:
- получения: договоров, сведений о договорах, приказов о приеме, увольнении и перемещении работников предприятия, квитанций, чеков на приобретение товарно-материальных ценностей, авансовых отчетов о расходовании денежных средств на командировочные и хозяйственные расходы, отчетов о проделанной работе в командировках, нормативов о расходовании средств, смет на расходование денежных средств на представительские и командировочные расходы, содержание филиалов, табелей учета рабочего времени и другие необходимые для бухгалтерского учета документы и сведения
- представления: информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, сведений о нормах расходования денежных средств на командировочные расходы, о начисленной заработной плате и других выплат по социальному страхованию, наличных денежных средств на осуществление деятельности предприятия.
6.4. С подчиненными работниками отдела бухгалтерского учета по вопросам:
- получения: любой информации, вытекающей из бухгалтерского учета, справок, отчетов и деклараций, исходящих за пределы предприятия
- представления: служебных должностных инструкций, служебных записок с резолюцией исполнить денежные платежи, приказов, распоряжений, запросов о предоставлении сведений, нормативных документов о ведении бухгалтерского учета, плана счетов и другой справочной информации по осуществлению бухгалтерского учета.
6.5. С коммерческими банками по вопросам:
- получения: письменных разъяснений, указаний по вопросам взаимодействия с банками, договоров об открытии и обслуживании банковского счета, договоров о размещении средств кредитования, справок об открытых счетах в банках и наличия на них денежных средств и других документов и требований банков, подлежащих исполнению
- представления: банковских платежных документов и приложений к ним, заполненных надлежащим образом, карточек образцов подписей распорядителей кредитов, необходимых документов для открытия счетов (валютных, рублевых, депозитных, ссудных и других счетов).
6.6. С инспекциями Министерства по налогам и сборам, с органами Статистического управления, с внебюджетными фондами, Правительством г.Москвы по вопросам:
- получения: актов выездных и камеральных проверок правильности уплаты налогов бюджету, протоколов проверок о выявленных нарушениях налогового законодательства, справок об отсутствии задолженности по уплате налогов бюджету и отсутствии нарушений налогового законодательства, запросов о встречных проверках
- представления: годовой, квартальной отчетности, ежемесячных деклараций по уплате налогов в республиканский и городской бюджеты, индивидуальных сведений о полученных доходах сотрудниками предприятия, документов по требованиям о проведении встречных проверок, актов сверки остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, учетной политики предприятия, годового заключения аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерского учета и другой информации, необходимой для проверки правильности исчисления и уплаты бюджету налогов и сборов.
6.7. С аудиторскими фирмами по вопросам:
- получения: аудиторских отчетов по проверке состояния бухгалтерского учета, консультаций по вопросам отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
- представления: всех бухгалтерских документов, необходимых для проверок, разъяснений по отражению в учете финансово-хозяйственных операций.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)
Руководитель предприятия (организации) (инициалы, фамилия)
по подчиненности главного бухгалтера _________________________
или руководитель кадровой службы (подпись)
предприятия (организации)
_____________ 20__г.
Каковы должностные инструкции на главного бухгалтера и бухгалтера дошкольного учреждения?
Вопрос
Добрый вечер! Помогите пожалуйста с подбором должностных инструкций на главного бухгалтера и бухгалтера дошкольного учреждения. Очень уж ответственность у них большая.Спасибо, за ранее.
Ответ
В соответствии со статьей 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для государственных органов.
При этом, порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ.
Как правило, при составлении должностной инструкции можно использовать профессиональные стандарты, Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298, и Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. В них приведен примерный перечень обязанностей и квалификационных требований различных должностей.
Образцы должностных инструкций главного бухгалтера и бухгалтера приведены ниже по тексту.
Подробности в материалах Системы:
Ответ: Как оформить должностную инструкцию
Составление должностной инструкции
Обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для государственных органов ( ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ( письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 ).
Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:
равномерно распределить обязанности между похожими должностями
доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника
корректно провести аттестацию персонала и т. п.
Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности.
Совет редактора: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.
Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6 .
Разделы должностной инструкции
Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:
Раздел Общие положения
наличие и состав подчиненных
порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать)
перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.
Раздел Должностные обязанности
В разделе Должностные обязанности перечислите все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать профессиональные стандарты. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. утвержденный постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298. и Квалификационный справочник. утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. В них приведен примерный перечень обязанностей различных должностей.
Раздел Права
В разделе Права пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник при исполнении должностных обязанностей.
Раздел Ответственность
В разделе Ответственность принято конкретизировать виды возложенной ответственности в соответствии с законодательством в зависимости от должностных обязанностей сотрудника.
Если должностная инструкция составлена как самостоятельный документ, утвердите ее приказом руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, принимаемых на соответствующую должность, под подпись ( ч. 3 ст. 68. ст. 57 ТК РФ).
Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России
Должностная инструкция главного бухгалтера
Готовые образцы должностных инструкций на 2015 год
Коммерческие фирмы и ИП не обязаны составлять должностные инструкции. Трудовой кодекс не содержит подобных требований. Поэтому штрафовать вас за отсутствие таких документов никто не будет.
Популярное по теме
Но составить должностную инструкцию в ваших же интересах. Читайте дальше, чтобы узнать почему.
Из этой статьи вы узнаете:
Зачем работодателю нужна должностная инструкция
В каком порядке составить должностную инструкцию
Где найти образцы должностных инструкций для разных профессий
Чем поможет должностная инструкция
обосновать увольнение работника в связи с несоответствием занимаемой должности
равномерно распределить обязанности между похожими должностями
Должностную инструкцию составьте по каждой штатной должности. Именные инструкции не разрабатывайте. Чтобы не пришлось утверждать их каждый раз заново при смене сотрудника. Если у вас несколько работников трудятся на одинаковой должности, хватит и одной инструкции. Персонально каждому готовить документ нет смысла. Ознакомьте с инструкцией каждого из работников под роспись.
Как составить должностную инструкцию вам нужно решить самостоятельно. Конкретный порядок в законодательстве не прописан. На практике лучше оформить инструкцию в виде приложения к трудовому договору или как отдельный документ .
Примеры инструкций для некоторых должностей смотрите ниже. Более 50 образцов должностных инструкций вы найдете здесь .